ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ
 
+7 (499) skypeoff681-41-82 
+7 (905) skypeoff745-41-07
Центральный офис продаж
+7 (495) skypeoff648-38-40 не дозвонились?

СМИ о нас

Стартап по-русски
20.10.2014

Стартап по-русски

В этом году внутренний туризм стал очень популярной темой. Во время пресс-тура руководители компании «Ателика», управляющей 17 гостиницами в Краснодарском крае и в Крыму, рассказали, чем привлекает туристов отдых в своей стране и отвечают ли отели Черноморского побережья России потребностям гостей.


Управляющая компания «Ателика» появилась в результате развития основного бизнеса ее владельцев: Алексей Высоканов, один из учредителей, поработав несколько лет в туристических компаниях, в 1999 году создал «Мультитур», работающий на рынке внутреннего туризма. Спустя несколько лет российский туроператор стал приглядываться к гостиничному бизнесу, и в 2008 году был взят в управление первый курортный отель.
В этом году сеть пополнилась восемью отелями. Все – на Черноморском побережье: «Там наибольшая проблема с менеджментом, продажами и маркетингом, а мы как раз предлагаем эти услуги», – объясняет Высоканов. Сейчас, по его словам, идет работа над тем, чтобы появились курортные отели в других регионах.
 

Пока под брендом «Ателика» собраны объекты абсолютно разного уровня – от мини-гостиницы, санатория и туристической базы до премиальных курортов «Ателика Гранд». Хотя набор предоставляемых услуг один и тот же, при посещении гостиниц во время пресс-тура не возникло ощущения, что они входят в единую сеть – настолько они разноплановые, «Разнокалиберность» объясняют так: развивающейся компании нужно охватить максимальное количество гостиниц.
Осенью этого года планируется сегментировать все отели и разделить их по уровню на разные цепочки, и их уже приводить к единым стандартам. Основной упор будут делать на отели категории 2–3 звезды: «Во-первых, их можно продавать через нашего туроператора «Мультитур». Во-вторых, этот сегмент рынка абсолютно пустой, т. е. конкурентов среди отельных цепочек нет. А гостиницы уровня 4–5 звезд уже представлены довольно большим количеством европейских сетей».
«Ателика» ориентирована на семейный отдых. Едут люди, предпочитающие проводить отпуск в своей стране. Работающие люди отправляют на отдых своих родителей с детьми, основной причиной отказа от заграничных курортов остается языковой барьер – для старшего поколения крайне важно, чтобы в нужный момент обслуживающий персонал их понял.


По опыту компании, обязательный минимум, которого ждут гости российского курорта, – номер со всеми удобствами, телевизором, холодильником и кондиционером, наличие бассейна, питание по системе «шведский стол», анимация, детская площадка, игровая комната и бесплатный Wi-Fi. Еще одно ожидание – предоставление скидок для детей.
«Насчет шведского стола идет бесконечная дискуссия. С одной стороны, народ его любит, это хороший маркетинговый ход, с другой – это сдвиг в другую ценовую категорию. Затраты на шведский стол экономически обоснованы, если гостей не меньше 150. Однако в ценовой категории до 800 рублей с человека в сутки у отдыхающих просыпается спортивный интерес – обогнать ближнего и выхватить перед ним кусок; соки сливаются в бутылку, булочки складываются в пакеты и т. д., так что уходит неадекватное цене количество продуктов. Хорошо работает такая схема: утром на выбор – несколько каш, в обед – несколько салатов, а основные блюда заказываются ‒ люди выбирают блюда из меню на день вперед», – рассказывает соучредитель компании Андрей Пылов.
 

Многие гостиницы «Ателики», как машина времени, переносят гостей в прошлое: старые корпуса санаториев, мебель советских времен, столовые с номерами на столах. «У нас есть проблема – никто из собственников не хочет вкладывать большие деньги в реконструкцию, а все отели построены, как правило, уже давно. Нам приходится работать с тем, что есть», – объясняет Алексей Высоканов.

Так, в 2010 году в сеть вошла «Таврида» – бывший пансионат, который лет 15 приходил в упадок. «Я приехал – увидел развалины, окна выбиты, грязь. Мне говорят: «Это твое, делай». Задача была сделать «эконом», но достойный. За два месяца подготовили к сезону. Через три года проект окупился, – рассказывает Павел Марциновский, генеральный директор «Ателика Крым». – У нас каждый год стартап. Все нормальные отельеры переживают это один раз: открыл и совершенствуешь. А мы приходим каждый раз на руины, и нужно с этим что-то делать. И так перед каждым сезоном». В этом году компания взяла в управление знаменитый санаторий имени Орджоникидзе, он вошел в сеть за полтора месяца до начала сезона. Многие недоделки исправляли уже во время проживания гостей.

Казалось бы, современных туристов может разочаровать скромное предложение, но проблем с загрузкой нет, многие отели – битком. «Продать можно любой отель, вопрос в соотношении цены и качества. Естественно, в первую очередь продается все самое недорогое, даже если там качество несколько страдает», – рассказывает Алексей Высоканов. В среднем загрузка отелей за три летних месяца порядка 90 %, в «Гамме» («четыре звезды») чуть больше 70 %. Проблемы с загрузкой есть лишь у туристической базы «Орлиный полет»: отдых в горах у россиян пока не популярен, приезжающие в Крым предпочитают останавливаться около моря. Говорить о росте интереса к турбазе в горах пока не приходится, сетуют в управляющей компании.
К привлечению гостей в «Ателике» подходят с фантазией и энтузиазмом: выступают соорганизаторами городских фестивалей и придумывают собственные мероприятия. Например, в сентябре гостей «Ателики Таврида» ждет праздник вина (в прошлом году его посетили более пятисот человек). «Стандарты отельного бизнеса универсальны, но настоящая изюминка курортного отеля может быть найдена в местных традициях и колорите. Праздники создают вескую причину приехать в отель не только ради пляжного отдыха», – убежден генеральный директор «Ателики Крым».
По предварительным оценкам «Ателики», результаты сезона в Крыму ориентировочно на том же уровне, как и в прошлом году, в некоторых есть спад процентов 10–15. В Краснодарском крае отмечают рост продаж по всем объектам и увеличение объема выручки от 15 до 30 %. В планах компании – увеличение количества отелей и активное развитие франчайзинга.
 

"Подходить к Крыму с общих стандартов развития курорта сложно. Есть советская история, когда южный берег позиционировался как район элитного (хотя тогда такого понятия не было) отдыха, а на западном планировалась так называемая детская республика с цепью пионерских лагерей и оздоровительных учреждений, и есть 20 лет очагового развития. Например, в Алуште появилось пять новых отелей очень хорошего уровня, среди которых «Рэдиссон», – с ними связан стереотип, что Крым – это дорогое место отдыха. Хотя абсолютное большинство отдыхающих выбирает Крым из-за цены, которую нельзя получить на других российских курортах и за рубежом (за исключением случаев ценовых войн туроператоров). Востребованная цена составляет 1300–1500 руб. в сутки за человека с полным пансионом. Есть дешевле, есть дороже", - Андрей Пылов, соучредитель УК «Ателика».

"В 2013 году Крым официально принял около 6 млн туристов, из них 1 млн организованных. При этом 10 % туристов прибывало на полуостров авиатранспортом, остальные 90 – по железной дороге, автобусами или на личном автотранспорте. Основная проблема сезона 2014 года – отсутствие дешевой и удобной транспортировки в Крым. Вторая проблема для крымских отельеров – утерян поток туристов с Украины (в 2013 году он составлял 70 %)," - Борис Зелинский, председатель Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя.