ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ
 
+7 (499) skypeoff681-41-82 
+7 (905) skypeoff745-41-07
Центральный офис продаж
+7 (495) skypeoff648-38-40 не дозвонились?

СМИ о нас

Анимация в отеле: российский опыт
01.10.2013

Анимация в отеле: российский опыт

Результаты деятельности анимационной службы отеля –– не основная статья дохода в финансовых отчетах, однако от ее эффективности зависит общий успех. Дмитрий Никитин, заместитель генерального директора управляющей компании «Ателика», развивающей сеть отелей на Черноморском побережье, рассказал об уровне анимационных услуг на российском гостиничном рынке.
Если руководство заботится о качестве предоставляемого отдыха, то в обязательном порядке создает у себя службу анимации или приглашает сторонние компании для организации и проведения мероприятий
Если в небольших гостиницах анимация порой имеет любительский характер, то в крупных, а тем более сетевых, отличается системностью и отлаженностью. Компания «Ателика», управляющая курортными отелями в России и СНГ, интересна тем, что создала подразделение «Ателика Холидей», ставшее поставщиком услуг профессиональной анимации.
Для подготовки кадров организуются школы и фестивали аниматоров. Обучение бесплатное, участникам предоставляется проживание и питание в отеле. Недельная программа включает знакомство с особенностями взрослой и детской анимации, организации вечеринок и тематических мероприятий.
Почему бытует мнение, что на российских курортах анимации нет, тогда как турецкая анимация стала хрестоматийным понятием?
Все объясняется довольно просто: такого распространения, как в турецких отелях, анимация не имеет практически ни в одной стране мира. Нашим туристам наиболее известна именно турецкая отельная анимация, поскольку эта страна является основным массовым выездным направлением. Первыми аниматорами на наших курортах были так называемые массовики-затейники – работники культуры, которые развлекали отдыхающих еще в советские времена.
Современная анимация в российские отели и пансионаты пришла относительно недавно (5–7 лет назад). И в настоящее время, если руководство заботится о качестве предоставляемого отдыха, то в обязательном порядке создает у себя службу анимации или приглашает сторонние компании для организации и проведения мероприятий для гостей.
Как развивается это направление?
Анимация как новое явление развивается весьма бурно. С каждым годом все больше новых отелей обзаводится своими командами. В целом, анимация соответствует общепринятым стандартам. В небольших отелях, как правило, работает один-два аниматора, которые в течение дня развлекают детей, а вечером организуют дискотеки и конкурсы для взрослых туристов и семей с детьми.
В крупных отелях структура службы анимации гораздо сложнее. В составе команды обязательно есть руководитель (шеф-аниматор), детский аниматор, спортивный аниматор, человек, отвечающий за музыкальное сопровождение мероприятий и дискотеки, а также сотрудники, организующие развлекательные мероприятия для семей с детьми и взрослой аудитории. Соответственно объем значительно шире. Тут и зарядка, и различные мастер-классы, например, по йоге или фитнесу, спортивные игры и командные соревнования – баскетбол, футбол, волейбол, водное поло...
В это время в детской игровой комнате организуются конкурсы, настольные игры, просмотр мультфильмов. С ребятами рисуют, лепят из пластилина, вышивают, делают различные поделки. Кроме этого, днем на территории отеля и на пляже для детей проводятся спортивные игры, квесты, а в вечернее время – детские дискотеки. После нее силами анимационной команды организуются различные конкурсы для взрослых, танцевальные мастер-классы, караоке, вечерние дискотеки и шоу-программы.
Считают ли отельеры подобные развлечения необходимыми?
Понимание того, что без анимации услуги отеля в глазах гостей выглядят неполноценными и что они необходимы, к российским отельерам приходит все чаще. Но то, что для нормального функционирования службы необходимо достойное финансирование, а для полноценной работы нужны площадки, музыкальное оборудование, реквизит, костюмы, и, наконец, достойные условия размещения и питания аниматоров, пока понятно не всем. К тому же самостоятельно собрать адекватную команду и найти профессионального шефа-аниматора нелегко.
Большинство гостиниц идет по пути наименьших затрат, то есть открывает в отеле детскую комнату, привлекает туда пару воспитателей и считает, что в отеле есть анимация. Те же, кто понимает, что в современном курортном отеле без добротной анимационной программы отдых гостей будет неполноценным, выделяют бюджет и либо создают свою анимационную команду, либо привлекают профессиональные компании.
Работа по большей части сезонная, в редких отелях анимация круглогодична. В зимнее время услуги аниматоров востребованы в Подмосковье, в некоторых горнолыжных отелях и, разумеется, во всех гостиницах, работающих во время новогодних каникул. Так что у многих event-организаторов подготовка к зиме началась еще летом – продумываются зимние программы анимации, формируются команды, закупается реквизит и костюмы, происходит поиск партнеров и заказчиков.
Привлечение команды анимации предполагает собой некий разумный бюджет, поэтому малые семейные отели, мини-отели и гостевые дома почти никогда не предоставляют гостям услугу анимации. Кроме того, для проведения анимационных мероприятий необходимы площадки, поэтому в отелях, где своей территории нет и не арендован участок на пляже, привлечение команды анимации нецелесообразно.
Наиболее качественная анимация встречается там, где она работает круглогодично, например, в Подмосковье, где высоким уровнем отличаются сети «Тропикана», «Гелиопарк», отели Emmaus Volga club и «Атлас Парк-отель». Если говорить про черноморские курорты, то хорошие отзывы получают «Сосновая роща» в Геленджике, «Аквалоо» в поселке Лоо, «Кабардинка» на одноименном курорте и отели сети «Ателика» в Анапе и Туапсинском районе.
Насколько заполнена ниша анимационных услуг для отелей?
Не так много компаний предоставляют анимационные услуги. Рынок только развивается и конкуренция хотя и существует, но не высока. Основными игроками являются самостоятельные анимационные команды и event-агентства. Фирм, профессионально занимающихся подбором, обучением и подготовкой, а главное, контролем и возможной оперативной заменой аниматоров, на рынке практически нет.
Каков портрет аниматора на российском курорте?
Как и в большинстве стран, это работа, в основном, для студентов и молодых творческих людей от 18 до 25 лет. Зарплаты в отрасли не велики – около 12–17 тыс. руб. у аниматора и 20–25 тыс. руб. у шеф-аниматора. Опыт, конечно, всегда приветствуется, но, как показывает практика, состав команд ежегодно обновляется больше, чем на 50–70%. В связи с этим ежегодно проводятся фестивали анимации, где новички посещают мастер-классы: тренеры учат работать с гостями, проводить мероприятия, танцевать, работать с музыкальным оборудованием, с костюмами и т.п.
Как оценить, эффективна ли работа аниматоров?
Основной критерий оценки – это посещаемость анимационных мероприятий в отеле. Если участвующих много, все активно включаются в игры, конкурсы, соревнования, то аниматоры работают эффективно и грамотно, и, значит, на сайте отеля появятся положительные отзывы, появится больше «возвратных» туристов, которые вновь и вновь будут приезжать в этот отель и рекомендовать его друзьям.
Если аниматоры постоянно на виду, мероприятия проходят четко без опозданий, есть строгое соблюдение дисциплины и правил поведения в отеле, музыкальное оформление громкое, но не раздражающее гостей, репертуар всем нравится, работа с гостями ведется по всей территории отеля, значит, руководитель справляется и менять его не стоит.
Когда же затраты на анимацию постоянно растут, происходят провалы в кадрах (частая смена сотрудников), гости жалуются на однообразие программ, очевидно, что пришло время либо менять анимацию вместе с руководителем, либо обратиться к профессиональным организациям.
Есть ли какие-то данные о том, как наличие анимации отражается на заполняемости отеля?
Такую статистику найти непросто, но очевидно, что при появлении анимации в отеле, его привлекательность в глазах туристов возрастает, соответственно, на рынке отель становится более популярным, и, как следствие, растет его загрузка.